В связи с многообразием религиозных направлений встает проблема их классификации. В этом вопросе выделяют несколько подходов, ни один из которых не является общепризнанным.
Данный аспект отражается в делении религий по принципу истинности на истинные (правоверные) и ложные. Нормативная классификация — старейшая в религиоведении и во многом наиболее неудовлетворительная из-за пристрастности и необъективности. Уже к V в. в христианской литературе было выделены три основные религии: христианство — истинная религия и две ложные — иудаизм и язычество (под последним термином объединялись все остальные верования). С течением времени, по мере знакомства европейцев с традиционными формами религиозности Востока, список ложных религий стал пополняться — сначала к нему был добавлен ислам, потом буддизм. В христианской традиции также существуют понятия еретические церкви — учения, отклоняющиеся от официальной доктрины церкви (например, с точки зрения католиков, еретиками являются протестанты), и схизматические церкви — направления, образовавшиеся при расколе материнской церкви, но не отказавшиеся от главных ее догматов (например, с точки зрения католиков, схизматиками являются православные).
Подобный подход к классификации религий существует и в других религиях. Так, в индуизме все религии подразделяются на две категории: сатья санатану дхарму - истинный и вечный закон Бога, т.е. собственно индуизм, и уподхармы — временные человеческие учения о Боге, не обладающие всей полнотой истины, — все остальные религии мира. В исламской литературе выделяются три группы религий: полностью истинная (ислам), частично истинные (так называемые религии книги: христианство, иудаизм и зороастризм), полностью ложные (все остальные религии, особенно политеистические).
Недостатками гегелевской классификации является ее христиано- центричность, в ней также нет места исламу. Исходя из его классификации непонятно, как быть с последующим историческим развитием, так пак в ней нет места появлению новых форм религии. Подобную классификацию предлагает богослов А. Мень, выдвигая тезис, что все религии - это предыстория христианства, подготовка к нему. На основе идей Г. Гегеля было создано еще несколько видов классификаций религий.
Учитываются реальные исторические и генетические связи между религиями.
Выделяют:
Но наличию общего ареала происхождения религии разделяются па западные (христианство, ислам, иудаизм) и восточные (буддизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм).
Религии разделяются по составу, внутреннему содержанию (мифологические / догматические религии), идейному содержанию, форме вероучения, характеру культа, идеалу, ошошеппю к нравственности, искусству и т.д. Так, в зависимости от объекта поклонения религии делят на монотеизм (единобожие), политеизм (многобожие), генотеизм (однобожие, т.е. религии с иерархией шипи и верховным Богом), атеистические религии (например, ранний ИУДАИЗМ, сатанизм, саентология), супратеизм, или «надбожие» (монистческий индуизм Шанкары, эллинистический космизм).
Родоначальником морфологических классификаций религий является английский этнограф, исследователь первобытной культуры Э. Таплор, выделивший последовательные ступени развития религии:
Учитывает характер происхождения релилигий, при котором они подразделяются на естественные (народные) религии и религии откровения (личностные религии).
Под естественными религиями понимаются те из них, которые возникли непосредственно в той или иной социально-экономической системе. Эти религии появились не вследствие деятельности пророков, их учение не основывалось на каких-либо письменных источниках откровениях или священных писаниях. Верования передавались из поколения в поколение в рассказах, обычаях и обрядах. В таких религиях религиозная группа отождествлялась с человеческим коллективом, поэтому каждый человек в силу своего рождения и воспитания исповедовал эту религию. Первобытные коллективы, такие как семья, род, клан, племя, опирались на кровную связь и укреплялись благодаря общей религии, включая совместный культ. С развитием общественных отношений группы, связанные кровным родством, превращались в более крупные объединения по территориальному признаку, вследствие чего естественные религии расширяли свой ареал. К естественным религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значительная часть религий национальных, таких как синтоизм или индуизм.
Совсем другой характер имеют религии откровения. Они связаны с личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения, или озарения. История знает многих таких основателен. Среди религий откровения наиболее известны зороастризм, буддизм, христианство, ислам. Когда говорят об основателях религии, не подразумевают, что конкретный человек основал ту или иную религию. Считают, что он сыграл определяющую роль в консолидации уже существовавших в данной группе верований и культа. Во всех религиях откровения можно выделить этапы, схожие между собой. Сначала появляется сам вдохновленный свыше будущий основоположник. Он, путешествуя, учит, и ничего не записывает. С течением времени он собирает вокруг себя группу учеников. Жизнь такой группы связана простыми отношениями и религиозными практиками.
Следующим этапом становится смерть учителя. Никто из учеников не в состоянии заменить умершего учителя. Происходит реорганизация группы, и умерший учитель становится объектом почитания. Этот момент является новой стадией, гpyппa перестает быть группой учеников, становится первой религиозной общиной. Развитие религиозной организации выдвигает на первый план харизматичность не персональную, а уже групповую. Объединительным элементом в этот период является скорее культ, нежели учение. С момента установления организационной дисциплины первая община переходит в новую формацию — церковь. Теперь главное внимание уделяется развитию вероучения, формулируются основные положения веры и культа, устная традиция становится письменной, появляется канон Священного Писания, и с ним вырабатываются принципы правоверия, ереси, раскола. Этот процесс связан с различением священнослужителей и обычных верующих. Становление церковной организации не всегда происходит так гладко — часто процесс, довольно сложный, наталкивается на сопротивление и не лишен попыток возвращения к первичным формам.
Тип религии увязан со стадией развития общества и этноса. Выделяют национальные, мировые (наднациональные), родоилеменные (табл. 1) религии. Мировым религиям свойствен прозелитизм, пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический и космополитичный характер. Мировые религии, как считал К. Маркс, возникают в эпоху формирования мировых экономических отношений как «потребность дополнить мировую империю мировой религией». Мировые религии широко распространены по всему земному шару и не связаны с каким-либо конкретным этносом, в то время как национальные религии имеют особую этническую окраску. национальные религии возникли из родопдеменных в период формирования классового общества и отражали процесс формирования конкретных этносов. Родоплеменные религии в виде культа предков, примитивной магии, фетишизма и др. сохранились у некоторых народов Ллин, Африки, Америки и Океании. Выделяют также синкретические религии, возникшие в результате смешения, неорганического слияния разнородных религиозных элементов, принадлежащих к разным этническим культурам. Как правило, синкретические религиозные направления проповедуют следование догматике и основам вероучения исходных течений, однако на самом деле практически всегда искажают вероучение, догматику и культ, по-своему интерпретируют основные термины и понятия, выполняют самостоятельные переводы первоисточников. К синкретическим направлениям относятся многочисленные афрохристианские и афроамериканские церкви.
Таблица 1
Тип религий | Основное направление | Время появления | Краткая характеристика |
Родоплеменные | Анимизм | В эпоху верхнего палеолита XXXV - X тыс. до н.э. | Культ на основе веры в одушевление живой и неживой природы |
Тотемизм | В эпоху верхнего палеолита XXXV - X тыс. до н.э. | Культ на основе веры в сверхъестественные свойства растений и животных, которые считаются прародителями рода или клана | |
Фетишизм | В эпоху верхнего палеолита XXXV- X тыс. до н.э. | Культ на основе веры в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов | |
Магия | В эпоху верхнего палеолита XXXV - X тыс. до н.э. | Вера в способность сверхъестественным образом воздействовать на природу и других людей | |
Национальные | Индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, зороастризм, даосизм и др. | III—I тыс. до н.э. | Религии привязаны к определенному этническому ареалу, в период своего расцвета являлись государственными |
Мировые | Буддизм: хинаяна, махаяна, ваджраяна, дзен-буддизм |
VI - V вв. до н.э.
VI-V вв. до н.э. I в. н.э. VII в. н.э. VI в. н.э. |
Религия спасения, отрицающая мир |
Христианство: католицизм, православие, протестантизм | I—III вв. н.э. Разделение католической и православной церкви произошло в 1054 г., образование протестантизма в XVI в. | Положительная религия спасения | |
Ислам: суннизм, шиизм | VII в. | Религия нравственности | |
Синкретические | Кибангизм, вуду, сантерия, палерия, каоданзм, (каодаи), растафари | XIX - XXI вв. | Догматика и культ на основе слияния разнородных религиозных элементов, принадлежащих к разным этническим культурам |
К середине XX в. ученые-религиоведы среди всех религий выделили три главные, получившие статус мировых: христианство, ислам и буддизм. Эти религии были выделены из-за большой численности их адептов, широкого распространения по всему миру, высокой степени изученности.
В наш век, век глобализации, многие ученые мира называют уже 12 мировых религий: христианство, ислам, буддизм, индуизм, иудаизм, зороастризм, сикхизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и бахаизм. Они выделены из множества религий мира по признакам:
Число приверженцев этих 12 религий составляет более 95% всех верующих и около 80% населения Земли. Несмотря на ряд общих признаков, мировые религии сильно отличаются друг от друга. Так, самой древней из них, индуизму, более 5 тыс. лет, самой молодой, бахаизму, всего 150 лет. Самая многочисленная мировая религия, христианство, насчитывает около 2 млрд адептов, зороастрийцев — лишь 300 тыс. (имеются и другие данные).
Ни одна из мировых религий за время своего существования не смогла сохранить внутреннего единства. Они претерпевали многочисленные расколы и состоят из различных ветвей, имеющих единый исторически фундамент. Поэтому 12 мировых религий — это не единые монолитные универсальные организации, а скорее семейства церквей, связанных единством происхождения [6].
Необходимо понимать генетический и исторический подходы к классификации религий диалектически, так как одна и та же религия, взятая в разных временных отношениях, может выступать и как национальная, и как мировая или родоплеменная.
Разделение религий на мертвые и живые (современные). Мертвые религии — это те, которые существовали в прошедшие исторические периоды. Судить о них мы можем по оставшимся святыням — архитектурным объектам, а также религиозной литературе, легендам, мифам и т.д. Живые религии — это ныне существующие религии, оказывающие влияние на сознание и поведение определенных групп людей. В последнее время среди современных религий выделяют новые религиозные, движения (НРД). Возникшие совсем недавно, они часто даже в названии содержат корень «нео»: неохристианство, необуддизм, неоиндуизм, неоориентализм.
Новые религиозные движения имеют ряд общих черт, которые позволяют объединять столь разнородные группы верований. Российские религиовед
А.С. Тимощук выделяет особенности новых религиозных движений:
1. Особый социальный состав первого поколения верующих. Как правило, это молодые люди в возрасте от 17 до 27 лет, которым «нечего терять».
Здесь же следует отметить и социально-экономический статус. И для западных стран и для России характерно, что этот уровень в целом
не ниже среднего, а то и выше, т.е. костяк таких групп составляют обеспеченные люди, которые в жизни ищут чего-то большего, нежели
материальный достаток.
2. Наличие харизматического лидера свойственно самому раннему этапу НРД.
Если группа продолжает развиваться на принципах, установленных лидером, то это говорит о том, что группа перешла в разряд народных религий.
3. Большинство НРД объединяют своих адептов не только вокруг идеи индивидуального спасения, но и спасения коллективного.
Спасение, о котором говорят в НРД, достигается за счет
более интенсивного получения религиозного опыта. Степень вовлеченности в жизнь общины также намного выше.
Выражает отношение религии к миру, человеку. Религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироутверждающие. В религии может преобладать неутилитарное отношение к миру, например гностическое (познавательное), мистическое (магия), или, наоборот, прагматическое (религии процветания, сайентология). Выделяют также религии спасения: христианство, иудаизм, ислам, зороастризм и др., т.е. религии, где сильно развита сотериология — учение о спасении и искуплении. Эти религии обещают спасение человека после смерти на определенных условиях, и земной мир для их адептов — лишь преддверие к вечной жизни.
Классификация религий в данном аспекте представляет собой попытку рассмотрения религий, представляющих собой целостный феномен человеческой жизни. Наиболее известна феноменологическая классификация религий голландского ученого Г. ван дер Леува, приведенная в его груде «Феноменология религии». Г. ван дер Леув выделил типы религий:
Самый позитивный подход, так как здесь в качестве основания классификации берутся эмпирически фиксируемые данные — количество верующих, их удельный вес в общей численности населения, возрастной и половой состав, географическая распространенность религии (табл. 2).
Таблица 2
Религия | Численность адептов, млн | Важнейшие регион и страна распространения |
Христианство: | 2 215 | |
Католицизм | 1 170 | Латинская Америка, США, Франция. Италия, Филиппины, Испания, КНР, Индия, Польша |
Протестантизм | 600 | США, Северная Европа, ФРГ, Тропическая Африка, Канада, Австралия, Индия, Индонезия |
Православие и восточное христианство | 292 | Россия, Украина, Румыния, Греция, Сербия, Болгария, США, Эфиопия, Индия |
Афрохристианство | 80 | Демократическая Республика Конго, Бразилия, Гаити, ЮАР, Куба |
Англиканство | 73 | Великобритания, Нигерия, США, ЮАР, Канада, Австралия |
Ислам | 1571 | |
Сунниты | 1370 | Ближний Восток, Северная Африка, Южная Азия. Индонезия |
Шииты | 201 | Иран, Ирак, Азербайджан, Индия, Пакистан |
Индуизм | 1020 | |
Вайшнавизм | 730 | Индия, Шри-Ланка, Непал, Бангладеш. США. Великобритания, Канада, Южная Африка, Малайзия, Фиджи, Маврикий |
Шиваизм | 260 | Индия, Шри-Ланка, Непал, Бангладеш, США, Великобритания, Канада, Южная Африка, Малайзия, Фиджи, Маврикий |
Неоиндуизм | 20 | Индия |
Вирашайвизм (лингаята) | 10 | Индия (штат Карнатака) |
Китайская народная религия (Сань- цзяо) | 394 | КНР, Юго-Восточная Азия |
Буддизм | 376 | Индокитай, Шри-Ланка, Китай, Монголия, Япония, Россия, Индия. Корея, США |
Махаяна | 226 | Корея, Китай. Вьетнам, Япония, США |
Тхеравада | 122 | Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Шри-Ланка |
Ваджраяна (тибето-монгольский буддизм) | 20 | Монголия, Россия, КНР (Тибет), Бутан, Непал |
Необуддизм | 8 | Индия (штат Махараштра) |
Сикхизм | 23 | Индия, Пакистан, США, Канада, Великобритания |
Даосизм | 21 | Китай, Тайвань |
Иудаизм | 14 | США. Израиль, Россия и СНГ, Европа |
Синтоизм | 14 | Япония |
Бахаизм | 7 | Иран, Индия, США, Израиль |
Конфуцианство | 5,1 | Республика Корея |
Джайнизм | 4,2 | Индия |
Кодаизм | 4 | Вьетнам |
Зороастризм | 2,6 | США, Великобритания, Индия, Иран, Пакистан |
Однако статистический подход таит в себе одну существенную проблему — необходимость выбрать критерий религиозности.
По правовому статусу выделяют:
По государственному статусу существуют религии, имеющие статус государственных, и религии, статус которых не закреплен государственными документами.
По степени зрелости религиозные организации подразделяются на церкви, секты и культы.
Бывают случаи, когда религиозная организация в процессе своего становления последовательно проходит все три типа. Так, в эпоху Иисуса Христа христианство можно было назвать харизматическим культом, в апостольскую эпоху оно представляло собой секту иудаизма и только с победой сторонников апостола Павла и обретением государственного статуса христианство приобрело черты церкви.
Данный подход положен в основу классификации религий П.И. Пучковым. При этом религиозные общности первого (высшего) уровня, следуя сложившейся традиции, П.И. Пучков называет религиями (в узком значении этого слова) или конкретными религиями (например, христианство, ислам, индуизм и т.д.).
Для наименования религиозных общностей следующего, второго иерархического уровня можно использовать термин направления. Как правило, это крупные, достаточно давно сложившиеся, существенно отличающиеся друг от друга по догматике и культу ветви конкретных религий (например, протестантизм, православие, католицизм, шиизм.)
Религиозные общности третьего иерархического уровня обозначаются термином течения, подчеркивая, что для них характерна большая внутренняя близость, чем для направлений (например, баптизм, алавизм, пятидесятничество).
Четвертый, последний иерархический уровень — деноминации, объединяющие религиозные общины, практически не отличающиеся друг от друга по догматике и культу и часто имеющие общие руководящие органы (например, Южная баптистская конвенция, Римско-католическая церковь, Русская православная церковь).
Приведем несколько классификаций религий, основанных на догматическом аспекте.
1. Классификация религий по отношению Высшего Существа (Бога) к человеку.
Например, в буддизме Бог потенциально существует, но не взаимодействует с человеком,
не контролирует его, не наказывает и не поощряет. В католицизме и православии Бог существует, может потенциально взаимодействовать с
человеком, контролирует его и в неопределенном будущем может оценивать, наказывать и поощрять.
В баптизме Бог находится в единстве с человеческой душой и представляет единое целое с ним.
В исламе Бог находится постоянно рядом с человеком и властвует над ним, человек существует под постоянным контролем Бога и ежеминутной
оценкой всех его действий.
2. Классификация религий по наличию в вероучении возможности разделения светского и духовного начал (по С. Хантингтону [7]).
Так, в католицизме и протестантизме Бог и кесарь, церковное и светское, духовное и материальное разделены.
Дуализм западной цивилизации во многом определил развитие демократии в этих странах.
В индуизме также существует разделение светской и духовной власти.
Однако светская власть не является независимой, и ее компетенция ограничена защитой религии.
В исламе, ламаизме, конфуцианстве и синтоизме нет разделения духовной и светской власти. Хотя в понимании источника власти существуют различия.
По выражению С. Хантингтона, «в исламе Бог — это кесарь, а в Китае и Японии кесарь — это Бог».
3. По наличию или отсутствию идеи Бога — творца религии подразделяются на метафизические и эмпирические.
В метафизических религиях утверждается, что Бог-творец создал наш мир, в том числе человека.
К ним относят христианство, иудаизм, ислам, сикхизм, некоторые направления индуизма.
В эмпирических религиях наличие Бога-творца или отрицается, или он не играет большой роли.
К этой категории относятся буддизм, даосизм, джайнизм, синтоизм, конфуцианство, некоторые течения индуизма.
4. Исходя из постулата, что каждое вероучение должно раскрывать человеку смысл его жизни, опираясь на указание сил,
которые властвуют над миром и человеком, и на указание целей, которые человек должен стремиться достичь, религии традиционно разделяются
на два лагеря — языческие и теистические.
Теизм — это религиозные учения о безраздельной власти над миром одного живого существа — Бога.
Язычество (или паганизм) - это религиозные учения, возникшие в процессе многовековой истории человечества (естественные религии), признающие верховным принципом мироздания принцип мировой справедливости, согласно которому все награды и наказания, постигающие человека, так или иначе заслужены им. Поэтому, чтобы нечто получить, человек должен стать достойным награды.