Будда Шакьямуни. История возникновения буддизма [1]

Среди буддистов разных направлений и стран имеются разногласия относительно датировок рождения царевича Сиддхартхи Гаутамы (на языке пали — Готамы), Будды (Пробужденного) и Его ухода в нирвану (на языке пали — ниббану). Почти все согласны с тем, что земная жизнь Будды длилась полных 80 лет (принято считать, что Будда родился, получил Просветление и ушел в нирвану в один и тот же день месяца вайщакха (пали — весак). Но даже это принятое большинством положение имеет несколько «исключений из правила», два из которых приводятся в известных памятниках махаяны. Так, в Каруна-пундарика сутре сказано, что «возраст Будды был сто лет без пяти», а в Махаяна-санграхе — 82 года (кстати, это мнение не разделял автор этого произведения, Асанга).

Что касается датировок жизни Будды, то разброс сведений из древних буддийских текстов чрезвычайно велик: от середины III тыс. до н.э. до III в. до н.э.

В Шри-Ланке датируют жизнь Будды периодом 623—543 гг. до н.э. По инициативе монахов и властей этой страны в 1956—1957 гг. праздновалось 2500-летие буддизма. Буддисты Таиланда и Мьянмы указывают другие даты рождения Будды: 624, 638 или 744 г. до н.э. В тибетской литературе упоминается уход в нирвану как в 2422 г. до н.э., так и 546 г. до н.э. Буддолог X. Бехерт полагает, что наиболее достоверная датировка нирваны Будды — период между 400 и 360 гг. до н.э. Современный российский буддолог профессор В.П. Андросов считает наиболее вероятным временем ухода Будды в нирвану вторую половину IV в. до н.э.

Царь народа шакьев Шуддходана и царица Майя 20 лет ждали наследника. Наконец он появился на свет. Произошло это событие близ селения Лумбини в Непале. Царевича назвали Сиддхартха. На седьмой день умерла царица Майя. Столицу шакьев — Капилавасту посетил мудрый отшельник Асита, которого шакьи признавали святым, и сделал пророчество: царевич станет великим царем, Ему надоест дворцовая жизнь, Он пойдет духовной стезей, достигнет Просветления, будет Учителем людей.

Мать Сиддхартхи заменила родная сестра Майи — Праджапати. Она стала женой Шуддходаны, царицей, родившей ему еще сына и дочь.

Шуддходана искренне поверил пророчествам Аситы и стал готовить сына исключительно к царскому делу. Отец постарался сделать жизнь сына приятной, полной удовольствий, лишенной проблем. На царских землях было возведено три дворца: для сезона жары, сезона дождей и холодного времени года. Мальчика развлекали артисты, танцоры, певцы. Принц был одарен многими талантами. «Он оставался самым талантливым из сверстников как в обучении наукам, так и в соревновательных игрищах, когда определяли быстрейшего, сильнейшего, выносливейшего. Он был не просто первым, а превосходил во всем даже своих наставников» [18, с. 67].

Когда Сиддхартхе исполнилось 16 лет (по другим версиям, в период от 16 до 20 лет), его супругой стала Яшодхара, дочь царя соседнего родственного племени. Годы шли, и Сиддхартха все чаще впадал в задумчивость, оставаясь, однако, жить во дворце. Когда ему исполнилось 29, у Него родился сын Рахула.

В эти же дни состоялись Его четыре встречи вне дворцовых стен. Во время первой Он увидел старого, сгорбленного, изможденного, лишенного зубов человека, который едва передвигался. Сиддхартха осознал, что сначала человек растет, взрослеет, набирается сил, а потом его тело старится. Во время второй прогулки Он встретил больного проказой на поздней ее стадии. Во время третьей поездки по Капилавасту царевич увидел процессию, где плачущие родственники несли останки умершего. Сиддхартха знал, что они будут приносить огромные жертвы богам для счастливого нового рождения покойника. Родиться, чтобы потом снова умереть?

Четвертой стала встреча с одиноко бредущим человеком, лицо которого выражало достоинство, спокойствие, безразличие к окружающему. На вопрос, кто это, Сиддхартха получил ответ: «Странствующий отшельник. Он совершенствует свой дух, чтобы освободиться от череды рождений». Царевичу пришло на ум, что, возможно, из замкнутого круга бытия есть выход. И Сиддхартха понял, что путь отречения необходим ему здесь же и сейчас же.

Спустя семь дней после рождения Рахулы, в полночь Сиддхартха покинул родной город и царский дворец.

Шесть лет провел Сиддхартха в странствиях, скитаниях, духовном подвижничестве. Он обучался у разных учителей, среди которых были Арада Калама и Удрака Рамапутра. Он подвергал себя сильнейшей аскезе, совершенствуясь в различных йогических и медитативных практиках. На шестом году аскетической жизни вокруг скита Гаутамы поселились еще пять отшельников.

Однажды Гаутама осознал, что крайний аскетизм не ведет к освобождению. Самоистязание — такая же кабала, проистекающая от гордыни, как и жизнь ради радости и утех все того же плотского Я. Он с удовольствием поел теплую рисовую кашу, сваренную на молоке, которую принесла Ему девушка Суджата.

Вскоре после этого Он сел в позу медитации у мощного ствола древовидного фикуса (впоследствии это дерево стало почитаться буддистами и называться древом Бодхи). Несмотря на козни бога смерти Мары, в эту ночь Он обрел Просветление. Сиддхартха стал Буддой, т.е. Пробужденным.

Через несколько дней после Ночи Просветления Истинносущий (Татхагата) отправился в Варанаси. В Сарнатхе, пригороде Варанаси, он совершил первый поворот Дхармы (санскр. — Дхарма, пали —Дхамма — колеса Закона), открыв четыре благородные истины своим духовным спутникам — пяти аскетам — первым буддийским монахам. В своей земной жизни они стали архатпами и достигли нирваны.

На протяжении 55 лет Будда проповедовал свое учение. Тысячи людей влились в монашескую общину (Сангху). Среди последователей Будды многие были знатного происхождения. Так, вскоре после Просветления Будды его последователем стал духовный учитель из среды брахманов — Кашьяпа (впоследствии Махакашьяпа — Великий Кашьяпа) с двумя своими младшими братьями и десятками учеников. В столице государства Магадха — Раджагрихе к Будде примкнули двое юношей, два друга из богатых брахманских семей — Шарипутра и Маудгальяяна. Они считаются двумя главными учениками Будды, хотя ушли в нирвану раньше Его. Будду в Раджагрихе принимал Бимбисара, царь Магадхи, выказывавший Учителю знаки почтения и предоставивший в пользование общине бамбуковую рощу (Велувана), находившуюся на окраине города.

Примерно через год после Просветления Будда посетил родной город. Шуддходана позвал Сына с учениками во дворец. Согласно буддийским хроникам, на пятом году после Просветления сразу же после смерти царя Шуддходаны, Праджапати, Яшодхара и другие женщины рода шакьев образовали буддийскую общину монахинь, сыграв тем самым основополагающую роль в истории буддийского монашества.

В возрасте семи лет послушником стал и сын Шакьямуни, Рахула, в 16 лет — брат Просветленного по отцу, Нанда. Племянники Шуддходаны, родные братья Ананда и Ануруддха, также примкнули к буддийской общине. Фактически Ананда стал после Будды вторым лицом в раннем периоде истории буддизма. Рахула, Ананда, Ануруддха достигли архатства. Рахула является автором семи канонических сутр. Членом общины стал и придворный брадобрей Упали, что подтверждает внекастовый характер существования монашеской общины.

Жизненный путь Будды окончился на окраине Кушинагары, столицы народа маллов. Согласно Махапаринирвана-сутре (пали — Махапариниббана-сутта) — «Книге о великом и окончательном упокоении [Будды]», тело Будды было кремировано, останки поделены на восемь равных долей: семь отданы представителям царей государств долины Ганга, восьмая досталась маллам. Благодатный перед уходом в нирвану завещал посещать места Его рождения (Лумбини), Просветления (Бодхгая), первой проповеди (Сарнатх) и ухода в нирвану (Кушинагара). Много веков прошло после «ухода» Будды, но до сих пор миллионы людей по всему миру чтут Его Закон, размышляют над Его учением, посещают ступы , храмы, принося в качестве подношений благовония, гирлянды цветов и т.д.

Вернуться
Используются технологии uCoz