Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, ваджраяна [1]

Все удивительное многообразие форм учения Будды развивалось и существует в двух (можно сказать, в трех, включая ваджраяну) основных направлениях. Согласно схеме, принятой в традиции махаяны, вся буддийская традиция подразделяется на хинаяну и махаяну. В свою очередь традиция тхеравада (хинаяна) не принимает этой схемы и наименования «Малая колесница». Тхеравадины полагают себя хранителями и носителями чистого, не искаженного учения Будды Шакьямуни, а ту обширную традицию, именующую себя махаяной, — поздним искажением Его Дхармы.

Хинаяна

Хинаяна (Малый Путь, Узкий Путь [к освобождению]) — это не самоназвание направления. Малым Путем ее назвали сторонники Нагарджуны (II—III вв. н.э.), заложившего основы Великой колесницы буддизма. Хинаяна была представлена более чем 18 школами, из которых в наши дни существует тхеравада (санскр. «стхавиравада» — учение старейшин). Традиция тхеравады претендует на точную передачу учения Будды Шакьямуни.

Тхеравада — школа строгого следования правилам Винаи для монахов, поскольку считается, что только они входят в буддийскую общину. Для них Будда — существо, достигшее Просветления естественным путем в процессе духовного совершенствования, длившегося многие сотни рождений в различных формах жизни. Тхеравада выдвигает идеал достижения человеком состояния архата в результате постепенного исчерпания кармы. Широко используются медитативные техники випассана, шаматха и др. Тхеравада уделяет меньше внимания философским исканиям, чем буддизм махаяны. В каждой из стран распространения школа подразделяется на ряд подшкол и имеет культовые особенности, на которых сказались многовековые связи с местными религиями. Для современной тхеравады в отличие от махаяны характерен более простой культ.

В конце IV — начале III в. до н.э. сформировалась школа махасангхика (санскр. — сторонник большой общины). Первоначально расхождения адептов этой школы со старейшинами тхеравады были сформулированы в пяти пунктах несогласия с идеей «совершенной святости архата».

В III в. до н.э. возникла школа сарвастивада (санскр. — учение о том, что все [дхармо-частицы] существуют). Сарвастивадины полагали, что бытие дхармо-частиц реально.

Школа вайбхашика (санскр. — разъяснение, описание) развивала идеи ранней сарвастивады. В вайбхашике анализ потока дхармо-частиц переходил на проблемы этики. Утверждалось, что в жизненных потоках непременно присутствуют дхармо-частицы омрачения (клеша). Среди них есть авидья — незнание, хаос, заблуждения «от ума». Религиозно-нравственное очищение — прежде всего забота об искоренении клеш и аваран (интеллектуальных препон на Пути освобождения), что является улучшением кармы человека. В соответствии с взглядами вайбхашики религиозные процедуры, обряды, обеты оказывают воздействие на процессы сочетания дхармо-частиц, независимо от того, выполняет ли их адепт Абхидхармы или простой человек.

Школа саутрантика (санскр. — приверженец сутр) возникла во II в. н.э. после раскола на Четвертом Буддийском соборе. Саутрантики Словом Будды считали только Сутра-питаку. Они отрицали возможность существования прошлых и будущих дхармо-частиц потока сознания в настоящем.

Махаяна

Возникновение махаяны (Великой колесницы, Широкого Пути [к освобождению]) обычно связывают с деятельностью Нагарджуны (II—III вв. н.э.), часто именуемого Вторым Буддой, хотя зарождение раннемахаянских идей многие буддологи относят к I в. до н.э. Появление учения Великой колесницы знаменовало собой новый этап развития буддизма. Махаяна вобрала в себя концепции хинаяны, дополнив и переосмыслив их. В махаяне были по-новому осмыслены концепции Срединного Пути, сущность дхармо-частиц потока сознания, нравственные идеалы и др. Махаяна выдвинула новые учения — о трех телах Будды, сознании-сокровищнице. В рамках этого направления происходило развитие философских доктрин.

Бодхисаттвы махаяны. Если в хинаяне Путь к освобождению прокладывался личными усилиями людей, то в махаяне их в Пути поддерживали и сопровождали бодхисаттвы. В махаяне говорится о невозможности полного и окончательного освобождения в одиночку. Будды махаяны пребывают в нерушимом покое, являя собой объект созерцания, тогда как бодхисаттвы деятельны. Наиболее почитаемыми из них являются Авалокитешвара (Падмапани, или Держащий лотос) — воплощение сострадания, Манджушри — воплощение духовной красоты, Ваджрапани — воплощение несокрушимости всех будд, Майтрея — воплощение любви, милосердия. Двумя главными характеристиками бодхисаттвы становятся сострадание (кару- на) и искусный метод (упая), помогающие ему достичь цели спасения страдающих существ.

Учение о трех телах Будды. В махаяне проявляется множество будд: 35 будд покаяния, будды трех времен и десяти направлений, восемь будд медицины и т.д.

Мыслители Великой колесницы выдвинули положение сначала о двух, впоследствии о трех телах Будды (трикая). Единое, вселенское и вездесущее тело Будды (Буддхакая) (под Буддой подразумевается единство всего сущего) постигается существами трояко. Тело Закона (дхармакая) доподлинно постижимо только в состоянии Просветления (бодхи), которое является истинной природой, или пустотой всех дхармо-частиц потока сознания особи. Высшая неописуемая сущность Будды содержится во всех порах Вселенной. Тело насЛаждения (самбхогакая) созерцают мастера медитации и бодхисаттвы. Это тело имеет проявления в небесных странах, или чистых землях, в образе пяти будд созерцания (дхьяни-будд, будд мудрости, щШхагата-будд). Дхъяни-будд пять: Амитабха, Амогхасиддхи, Вай- рочана, Ратнасамбхава и Акшобхья.

Каждый из будд — объект определенного культа, с ним связано изображение определенных ритуально-культовых предметов. С каждым из дхъяни-будд связан определенный цвет соответственно пяти сторонам света (четыре плюс центр). Также будды могут приходить в мир и как люди: рождаться, становиться Просветленными, распространять Учение, умирать (а точнее, возвращаться в нирвану). В этом случае имеется в виду явленное тело (нирманакая). Явление будд — это, с одной стороны, акт Сострадания, с другой — магический трюк, иллюзия, так как подлинно реально лишь одно тело Будды.

Мадхъямика, йогачара — школы Великой колесницы. Идеи праджня-парамита сутр легли в основу учения школы мадхъямика, основоположником и автором базисных текстов которой считается Нагарджуна. Мадхъямика разрабатывала учение о пустоте (шунья- вада). Пустота (шунъята) — результат уничтожения в индивидуальном сознании идейных доктрин, понятий, категорий (в том числе и буддийских). Это возможно, когда эпистемологические (направленные на познание) занятия подкрепляются йогическими, задача которых показать тождество Истинносущего и мира, нирваны и сансары. Мадхъямика рекомендует воспринимать мир несуществующим, иллюзорным, пустым, никак не связанным с неявленной, но всюду присутствующей сутью — космической плотью Будды. Религиозное познание в этой школе состояло в отказе от рационального.

Ваджраяна

Ваджраяна (Колесница ваджры, Молниеподобная колесница, Алмазная колесница, Алмазный путь) — третье направление буддизма. В ваджраяне духовное наследие концепции Малой и Великой колесниц дополнилось новыми методами, практиками, текстами (тантрами), мифологией и ритуалами. Она также называется мантраяной (Колесницей сокровенных речений) и буддийским тантризмом. Ваджраяна считается венцом махаяны. Для этого направления буддизма характерны таинства посвящений и обрядов, стремление преобразить, преобразовать темные стороны и силы личности для ускорения духовного роста, стать над дуальностью добра и зла. Состояния Будды может достигнуть любой человек уже в настоящей жизни. Поэтому тантристы использовали наряду с махаянскими практиками йогу, различные ритуалы, чтение мантр и т.д. Ваджраяна постулирует возможность мгновенного (как удар молнии) Просветления (его обрели царь Индрабодхи и Гараб Дордже), что отличается от махаянской доктрины постепенного накапливания духовных совершенств.

Буддисты ваджраяны почитают Падмасамбхаву — одного из основателей буддизма в Тибете.

Вернуться
Используются технологии uCoz