Протестантизм [1]

Протестантизм откололся от католицизма в XVI в. в результате Реформации — широкого религиозного, культурного и общественно-политического движения в Европе. Протестантами ныне являются почти 30% христиан мира, или около 670 млн человек. Целью протестантской реформы было возвращение к идеалам и практике раннего христианства. Наиболее полно вероучение протестантизма сформулировано в «Аугсбургском исповедании веры», принятом в Германии в 1559 г. после продолжительной борьбы между католиками и протестантами. Во главу угла своего учения протестанты ставят непосредственное общением верующих с Христом через Библию, без посредничества священников. Культ в протестантизме предельно упрощен и удешевлен, в нем нет поклонения Богородице и святым, нет почитания мощей и икон. Святые и Матерь Божья — лишь люди, достойные восхищения и подражания, но никак не поклонения. На передний план в богослужении выдвигается проповедь на евангельские темы и общее пение псалмов. Богослужение сокращено по сравнению с католической мессой. Убранство церквей отличает простота и аскетизм. Библия признается протестантами главным фундаментом веры, а безусловный авторитет Священного Предания отвергается. Каждый верующий сам вправе толковать библейский текст. Протестантизм отвергает таинства, кроме крещения и евхаристии, причем и они скорее рассматриваются как символы или обряды, предназначенные для того, чтобы напомнить верующим о спасительной жертве Иисуса Христа. Спасение с точки зрения протестантизма достигается личной верой, а не исполнением обрядов или добрыми делами. Поэтому протестанты отвергают католический догмат «о сверхдолжных заслугах» и возможность получения индульгенций. Некоторые протестантские направления идут еще дальше, считая, что посмертная судьба человека уже предопределена Богом (догмат о предопределении). Протестантизм придерживается принципа «мирского аскетизма», согласно которому мирская деятельность признается разновидностью религиозной практики и способствует последующему спасению души. Данный принцип способствовал исключительной скромности и умеренности в пользовании материальными благами и осуждал простые мирские удовольствия, даже такие «невинные», как музыка, танцы, вкусная еда или модная одежда.

Придерживаясь принципа всеобщего священства, протестантизм снимает сакральные различия между священником и прихожанином, оставляя лишь функциональный смысл церковной иерархии. Нет в протестантизме и института монашества.

Современный протестантизм не представляет единого целого ни в догматическом, ни в организационном плане. По некоторым данным, количество протестантских течений превысило 20 тыс. и продолжает увеличиваться на 2—3 религиозные организации в неделю. Часто в протестантизме выделяют дореформационные направления, классический протестантизм, возникший в период Реформации (англиканство, кальвинизм, лютеранство), поздний протестантизм (баптизм, методизм, пятидесятничество и др.), независимые протестантские церкви (например, фундаменталистские церкви США) и маргинальный протестантизм (мормонство, иеговизм и др.).

Англиканство (другое название Епископальная церковь)

сохранило многие черты католицизма, так как церковная реформа в Англии носила большей частью не догматический, а политический и экономический характер.

Основателем национальной английской церкви стал король Генрих VIII, вступивший в конфликт с Папой Римским по личному поводу, так как последний не дал разрешения королю на развод с женой. Годом «рождения» англиканской церкви можно считать 1534 г., когда король подписал «Акт о супрематии (первенстве)», по которому король провозглашался главой церкви. Таким образом, Церковь Англии стала независимой от Рима. Формирование англиканской догматики и культа шло постепенно и закончилось уже в царствование Елизаветы I в 1562 г., когда были приняты «39 статей», являющихся до настоящего времени основой вероучения англиканства.

В целом англиканскую церковь можно охарактеризовать как своего рода компромисс между сторонниками протестантизма и католицизма. Поэтому часть религиоведов даже рассматривает англиканство в качестве особой ветви христианства. Англиканство сочетает католический догмат о спасительной силе церкви с протестантской верой в спасение посредством личнои веры. Поэтому характерной чертой англиканской церкви является наличие епископального устройства и иерархии, претендующей на апостольскую преемственность. Наибольшим авторитетом в англиканской церкви пользуются архиепископы Кентерберийский и Йоркский. Хотя основным авторитетом для англикан является Священное Писание, но и Священное Предание ими полностью не отвергается. В англиканстве нет монашества, священники и даже епископы не придерживаются целибата. В последнее время в ряде англиканских церквей допускается рукоположение женщин в священники и даже епископы.

Лютеранство

Одно из основных течений протестантизма. Свое название оно получило по имени основателя — Мартина Лютера (1483—1546). Лютеранские церкви часто называют себя евангелическими, чтобы подчеркнуть особое значение евангельских принципов в своей доктрине. Датой возникновения лютеранства обычно считают 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов, содержавших критику католицизма. Исторически само слово «протестант» связано именно с лютеранством. Впервые этот термин возник в 1529 г. в решении второго имперского рейхстага в Шпеере, который отменил решение первого Шпеерского рейхстага о том, что каждый имперский князь Германии сам выбирает религию на своей территории. Меньшинство членов рейхстага (5 князей и 14 имперских городов) составили так называемую Протестацию — протест против решения большинства рейхстага. Главной целью этого документа был протест против запрещения лютеранского вероисповедания, поэтому сторонников лютеранства стали называть протестантами. В дальнейшем термин «протестантизм» начал употребляться для обозначения всей совокупности направлений западного христианства, связанных по своему происхождению с Реформацией и отличных культово и догматически от католицизма.

Лютеранство гораздо радикальнее порвало с католицизмом, чем англиканство. Догматически оно представляет собой классический протестантизм. Вероучение лютеранства было сформулировано в наиболее полном виде в «Аугсбургском вероисповедании веры» (1530), принятом в Германии в 1559 г. после продолжительной гражданской войны между католическими и протестантскими землями. Лютеранство тесно связано с немецким этносом. Лютер впервые перевел на немецкий язык Библию, и этот перевод стал основой для формирования немецкого литературного языка. Виттембергский университет, где работал Мартин Лютер, стал не только центром лютеранства, но и центром образования и науки всей Германии.

В лютеранских церквях — кирхах нет изображений, но распятие является необходимым для богослужения элементом. Сохранены епископальная структура церкви и облачение духовенства. Однако отсутствует резкая граница между духовенством и мирянами, так как признается принцип всеобщего священства. В настоящее время лютеранские церкви стали разрешать пасторское и епископское служение женщин. Пасторы и епископы избираются. Апостольская преемственность во многих церквях нарушена. В кирхах есть алтарь, используются свечи, органная музыка и хоровое пение. Центральное место в богослужении занимают чтение Евангелия и проповедь.

Особенностью лютеранства является также принцип государственной церкви, который установился еще в XVI в., когда каждый князь руководил церковной организацией в своих владениях. В Германии данный принцип действовал до 1918 г., а в Скандинавии лютеранские церкви государственные и поныне. До настоящего времени центром лютеранства остается Германия, где его исповедуют 30% населения страны, или свыше 26 млн человек.

Кальвинизм

Среди исторических направлений протестантизма занимает наиболее радикальные и демократические позиции. Он был основан французским проповедником и теологом Ж. Кальвином (1509—1564). С 1536 г. Ж. Кальвин жил в Женеве, благодаря чему этот город превратился в один из важнейших центров Реформации. Под контролем Ж. Кальвина находилась не только духовная, но и политическая жизнь города. Поэтому его по аналогии с Папой Римским нередко даже называли Папой Женевским.

В настоящее время кальвинизм представлен тремя родственными направлениями: реформатством, пресвитерианством и конгрега-ционализмом.

Основные положения кальвинизма зафиксированы в нескольких исповеданиях, важнейшими из которых являются Галликанское (1559), Второе Гельветическое (1566) и Вестминстерское (1647). Кальвинизм демократизировал церковное управление, полностью упразднив иерархию. Церковь кальвинистов состоит из независимых друг от друга общин — конгрегаций, управляемых советами. В состав конгрегации входят пастор, диакон и избираемые верующими старейшины (пресвитеры) из числа наиболее уважаемых мирян. У конгрегационалистов каждая конгрегация полностью самостоятельна. У остальных направлений только автономна, так как высшим органом церкви является Национальный Синод, формирующийся из представителей конгрегаций. Кальвинизм значительно упростил и удешевил церковный культ. Изображения в храмах не допускаются, даже крест перестал быть атрибутом культа, отменялись и священнические облачения. В кальвинистских храмах нет алтаря. Во время богослужения не звучит музыка. Таким образом, кальвинизм отбросил все внешние атрибуты культа и концентрирует внимание верующих на внутреннем смысле богослужения — молитве.

Методизм

отпочковался в XVIII в. от англиканства. Основателями методизма были англичане братья Чарлз и Джон Уэсли. Он возник в Англии первоначально в виде движения внутри англиканства, требовавшего методичного соблюдения религиозных предписаний. Догматически методизм мало отличается от англиканства. Главное внимание методизм уделяет духовному совершенствованию человека путем скрупулезного выполнения им христианских заповедей. Стержнем религии являются личные взаимоотношения человека с Богом. Методистов отличают жесткая церковная дисциплина и четкая церковная организация. Одна часть методистов отказалась от епископального устройства церкви, другая — его сохранила.

Армия Спасения

Возникла в 1865 г. в Лондоне. Основателем этого направления протестантизма являлся Вильям Бут (1829—1912), в прошлом активный член методистской церкви. Всю свою жизнь В. Бут посвятил филантропической деятельности, он испытывал глубокое сострадание по отношению к отверженным и считал, что главным долгом христианина является служение ближним. За основу организации Армии Спасения В. Бут взял устав британской армии. Деятельность Армии Спасения символизирует военные походы против Сатаны, который представлен в мире бедностью, болезнями и социальным неравенством. Члены Армии Спасения имеют звания, аналогичные воинским: солдат, лейтенант, капитан, комиссионер, бригадир и др., вплоть до генерала. Руководит Армией Спасения генерал, избираемый пожизненно, функции священников выполняют офицеры. Мужчины и женщины в Армии Спасения абсолютно равноправны. Штаб-квартира организации находится в Лондоне.

Учение Армии Спасения включает основные принципы, общие для большинства протестантских церквей. У. Бут полагал, что для спасения души главным является не исполнение обрядов, а служение нуждающимся в помощи. Для служб характерна неформальная атмосфера, поются веселые песни, звучит музыка, молитвы читаются в свободной форме.

Армия Спасения действует более чем в 80 странах мира, проповедует Евангелие на 112 языках мира в 16 тыс. евангельских центров и управляет работой более 3 тыс. благотворительных учреждений, госпиталей, столовых, детских приютов и ночлежных домов, являясь крупнейшей благотворительной организацией мира. Численность ее солдат превышает 6 млн, больше всего их в США (700 тыс.).

Баптизм

Генетически связан с англиканством. Он возник в Голландии в начале XVIII в. среди английских иммигрантов, вынужденных покинуть родину из-за религиозных преследований. Основателем баптизма считается Джон Смит — бывший англиканский проповедник, пришедший к убеждению в необходимости сознательного крещения уже взрослых людей.

Единственным источником вероучения баптизма является Библия (прежде всего Новый Завет). Баптисты проповедуют идею греховности мира. Для них характерно строгое соблюдение норм нравственности (отказ от употребления алкоголя, сквернословия, взаимная поддержка и помощь). Большая часть современных баптистов (так называемые частные баптисты) восприняли кальвинистское положение о предопределении, согласно которому искупительная жертва Иисуса была принесена для ограниченного числа людей. Меньшая часть баптистов (общие баптисты) считают, что спасения могут достичь все люди — догмат о свободе воли.

Популярность баптизма во многом объясняется его специфической организацией. Баптистов отличает коллективизм. Центром внимания верующих служит их община, вступление в которую означает приобщение к сплоченному коллективу в сочетании с ограниченностью социальных контактов вне общины. Большое внимание баптисты уделяют проповеди своей веры. Адепты этого направления христианства отказались от всех церковных таинств, отвергают крест как священный символ. Убранство баптистских аудиторий (помещений для проведения молитвенных собраний) характеризуется простотой и аскетичностью. Главным обрядом, практикуемым баптизмом, является водное крещение, к которому допускаются только совершеннолетние. Еще одним обрядом является хлебопреломление, призванное напомнить верующим о Тайной вечере.

Современный баптизм отличается большой миссионерской активностью. В мире насчитывается более 70 млн баптистов, объединенных во Всемирный союз. В России насчитывается около 500 тыс. баптистов. На территории СНГ действует Евро-Азиатский союз евангельских христианбаптистов (1 млн человек).

Пятидесятничество

Относится к поздним протестантским церквям. Первые пятидесятники появились в США в начале прошлого века.

Главной целью в пятидесятничестве является очищение человека от грехов путем крещения Святым Духом, или «рождения свыше» согласно терминологии пятидесятников. Для того чтобы оно произошло, необходимо полное публичное раскаяние (покаяние) в своих грехах. Только после покаяния возможно само крещение, которое, согласно учению некоторых направлений пятидесятничества, имеет несколько ступеней. Первая ступень — водное крещение, вторая — освящение (полное избавление от грехов), третья ступень — крещение Духом.

У пятидесятников нет священства, и они принимают только два обряда — крещение и причащение. Во главе апостольских пятидесятников — так называется одно из направлений пятидесятничества — стоят, как они сами считают, живые «пророки» и «апостолы», в остальных пятидесятнических церквях выбираются пасторы.

Основным отличием культа этой ветви протестантизма является его экстатичность и отсутствие в нем четко определенного канона. Главное в нем — обеспечить открытость человека Святому Духу. Во время богослужения пятидесятники могут громко петь, танцевать и даже кричать, лить слезы и смеяться, входя в экстаз, они начинают глоссолалию. Обычно сама глоссолалия представляет собой смесь бессмысленного набора звуков и обрывков слов из разных языков. Такое богослужение оказывает на человека мощное эмоциональное воздействие и заставляет его возвращаться в церковь. Поэтому не случайно, что пятидесятничество — наиболее динамично растущее направление в христианстве.

Общая численность пятидесятников, вместе с близкими к ним харизматами и перфекционистами (Церковь Бога), составляет сейчас около 100 млн человек, а по некоторым данным, более 300 млн. В России их около 300—400 тыс.

Адвентизм

Возник в середине XIX в. из христианских групп, веривших в близкий конец света и неминуемое возвращение Христа. Основатель адвентизма, Вильям Миллер, заявил, что он точно вычислил дату второго пришествия Иисуса Христа — 21 марта 1843 г. Согласно его учению, после второго пришествия мир будет уничтожен огнем, а для избранных — конечно, это будут адвентисты — создана новая земля, где они будут жить вместе с Христом. Однако конец земного мира не наступил ни в 1843 г., ни в 1844 г., ни позже, что во многом способствовало дискредитации учения В. Миллера. Современные адвентисты не называют точный срок конца света, но утверждают, что он уже близок. Второе рождение адвентизма связано с деятельностью Елены Уайт (1827—1915), которая в 1863 г. основала Церковь адвентистов седьмого дня (АСД). Она учила, что второе пришествие не может состояться из-за того, что христиане забыли заповедь Бога о праздновании субботы — седьмого дня. В субботу последователи Е. Уайт не могут работать и проводят весь день в молитве. Еще одно нововведение Е. Уайт — так называемая санитарная реформа: адвентисты стремятся вести такой образ жизни, чтобы сохранить не только душу, но и тело ко второму пришествию Христа. Санитарная реформа включает в себя отказ от употребления мяса, спиртного и табака, занятия спортом и постоянную заботу о своем здоровье. Все члены церкви платят в общинную кассу десятую часть своих доходов и обязаны заниматься миссионерской деятельностью. В остальном культ и догматика адвентистов аналогичны баптистским.

Общее число последователей этого протестантского направления около 20 млн человек. Около половины всех адвентистов проживает в Америке. В России насчитывается около 100 тыс. адвентистов седьмого дня.

Меннонизм

Относится к ранним направлениям протестантизма, возникшим еще в период Реформации. Основателем меннонитства был голландец Менно Симоне (1462—1561). Меннониты не верят в предопределение и придают большое значение личной вере, которая, согласно их учению, имеет приоритет даже перед Библией, и покаянию в грехах. Они являются пацифистами и поэтому отказываются от воинской службы и присяги. Для части меннонитов характерна замкнутость и желание избежать всяких контактов с цивилизацией. Это амиши, до сих пор живущие по укладу XVIII в. В мире насчитывается более 1,5 млн меннонитов, проживающих в основном в США, Канаде, Голландии, Германии, Конго, Индии.

Иеговизм

Зародился в США во второй половине XIX в. Основателем этого религиозного направления был Чарлз Рассел (1852—1916), в прошлом адвентист седьмого дня. В 1872 г. Ч. Рассел порвал с адвентизмом и в 1884 г. основал «Литературно-издательское общество сторожевой башни Сиона», переименованное затем в «Библейское общество сторожевой башни», штаб-квартира которого с 1908 г. находится в Бруклине (США).

Основой своего вероучения иеговисты признают Библию, для изучения которой они создают собственный перевод Священного Писания в соответствии со своей трактовкой христианства. Иеговисты не верят в загробную жизнь, в божественность Христа, который, согласно их представлениям, лишь выполняет волю Иеговы, отрицают христианский догмат о Троице. Отвергается иеговистами и церковная иерархия. Важной частью иеговизма является учение об Армагеддоне — глобальной войне, в которой Христос с ангелами уничтожит грешников. Первоначально сформировав свое учение на основе протестантской традиции, современный иеговизм настолько отошел от христианской традиции, что, по существу, уже не является христианской конфессией. Он относится к так называемым маргинальным (пограничным) христианским направлениям. Численность иеговистов около 5 млн человек, больше всего их проживает в США.

Мормонство

Возникло в США в 1830 г. Основатель мормонства, Джозеф Смит (1805—1844) утверждал, что благодаря полученному божественному откровению перевел Книгу Мормона. В этой книге древний пророк Мормон изложил историю одного из колен израилевых, мигрировавших в Америку за несколько столетий до рождения Христа и первых принявших христианство после распятия Иисуса. Д. Смит объявил о том, что им восстановлена единственно правильная церковь, а все остальные христианские направления являются заблуждениями. Официальное название мормонства — Церковь Иисуса Христа святых последних дней. Мормоны верят в наступление тысячелетнего царства Бога, которое явится с пришествием Иисуса Христа в Америке. Для мормонов именно США — Земля Обетованная.

Доктринально мормоны очень сильно отличаются от остальных направлений христианства. Мормоны утверждают, что Бог произошел от человека. Они считают, что жертва Иисуса даст воскресение всем людям, однако будущее каждого человека определяется его поступками и верой. Мормоны отвергают догмат о Троице, считая три ее ипостаси отдельными существами. Святой Дух в их понимании энергия, исходящая от Бога-Отца и Иисуса Христа.

Большое внимание уделяют семье; брак считается священным и заключаемым навечно. Семьи обычно многодетны.

Из таинств мормоны признают крещение, священство, брак и причащение. Причем мормоны считают, что обряд крещения можно проводить и над умершим человеком. Мормоны уделяют большое внимание здоровью человека, занятиям спортом, филантропической деятельности. Много сил посвящают образованию членов церкви: штат Юта, где преобладают мормоны, отличается самой высокой долей лю¬ей с высшим образованием в США.

В этой церкви существуют запреты на употребление алкоголя, табака, наркотиков, чая, кофе. Все мормоны обязаны жертвовать десятую часть своего дохода на нужды прихода. Численность мормонов составляет более 15 млн че¬ловек, причем более половины их проживает за пределами Америки. В США мормонов более 7 млн, они образуют абсолютное большинство населения штата Юта (80%) и относительное большинство еще в семи западных штатах США.

Историческое значение католической церкви заключается в том, что она сыграла огромную роль в судьбе народов, исповедующих ее учение. Католицизм стал духовной основой западной цивилизации. Почти тысячелетие католическая церковь руководила развитием молодых романо-германских наций в духе христианства, являясь «матерью народов». Сохранив латинский язык в качестве литургического, католическая церковь стала мостом между молодым варварским Западом и древней античной мудростью. Благодаря Риму разноязыкая Европа сохранила культурное и религиозное единство, ее миссионерский пыл обеспечил доминирование европейской цивилизации во всем мире. Кроме того, католическая церковь сумела отстоять идею неза¬висимости церкви от светской власти в духовной области. Это дало возможность построения на Западе цивилизации, основанной на демократических ценностях, таких как свобода совести и принцип разделения властей.

Вернуться
Используются технологии uCoz