|
Православие |
Католичество |
Протестантизм |
I. Организация церкви |
Отношение к другим христианским конфессиям |
Считает себя единственной истинной Церковью. |
Считает себя единственной истинной Церковью. Однако после II
Ватиканского собора (1962—1965 гг.) принято говорить о Православных
Церквах как о Церквах-Сестрах, а о протестантах как о церковных
объединениях. |
Разнообразие взглядов вплоть до отказа считать обязательной для христианина
принадлежность к какой-либо конкретной конфессии.
|
Внутренняя организация
Церкви
|
Сохраняется разделение на поместные Церкви. Существуют многочисленные
различия по обрядовым и каноническим вопросам (например, признание или
непризнание григорианского календаря). В России насчитывается несколько
различных Православных Церквей. Под эгидой Московской Патриархии
находятся 95 % верующих; самой древней альтернативной конфессией
является старообрядчество. |
Организационное единство, скрепляемое авторитетом папы Римского (главы
Церкви), при значительной автономии монашеских орденов. Существуют
немногочисленные группы старокатоликов и католиков-лефевристов
(традиционалистов), не признающих догмат о непогрешимости папы. |
В лютеранстве и англиканстве преобладает централизация. Баптизм организован по
федеративному принципу: баптистская община автономна и суверенна, подчиняется
только Иисусу Христу. Союзы общин решают только административные вопросы. |
Отношения со светскими властями |
В разные эпохи и в различных странах Православные Церкви то находились в
союзе («симфонии») с властями, то подчинялись им в гражданском
отношении. |
Вплоть до начала Нового времени по своему влиянию церковные власти
конкурировали со светскими, а папа располагал светской властью на
обширных территориях. |
Разнообразие модели отношений с государством: в одних европейских
странах (например, в Великобритании) — государственная религия, в других
— Церковь полностью отделена от государства. |
Отношение к браку духовенства |
Белое духовенство (т. е. всё духовенство, кроме монахов) имеет право
вступать в брак один раз. |
Духовенство даёт обет безбрачия (целибат), за исключением священников
Церквей восточного обряда, основанных на союзе с Католической Церковью. |
Брак возможен для всех верующих. |
Монашество |
Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий
Великий. Монастыри подразделяются на общежитийные (киновиальные) с общим
имуществом и общим духовным наставничеством и особножитийные, в которых
нет правил киновии. |
Существует монашество, которое с XI—XII вв. стало оформляться в ордена.
Наибольшее влияние имел орден св. Бенедикта. Позже возникли другие
ордена: монашеские (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др.)
и духовно-рыцарские (тамплиеры, госпитальеры и др.). |
Отвергает монашество. |
Высший
авторитет в делах веры
|
Высшие авторитеты — Священное Писание и Священное Предание, включающие в
себя труды отцов и учителей Церкви; Символы веры древнейших поместных
Церквей; вероопределения и правила Вселенских и тех поместных соборов,
авторитет которых признан VI Вселенским собором; древняя практика
Церкви. В XIX—XX вв. высказывалось мнение о том, что допустимо развитие
догматов церковными соборами при наличии благодати Божией. |
Высшим авторитетом является папа Римский и его позиция по вопросам веры
(догмат о непогрешимости Папы). Также признаётся авторитет Священного
Писания и Священного Предания. Католики считают соборы своей Церкви
Вселенскими. |
Высшим авторитетом является Библия. Существуют разнообразные взгляды на
то, кто обладает авторитетом в толковании Библии. В одних направлениях
сохраняется близкий к католическому взгляд на церковную иерархию как на
авторитет в толковании Библии, или же совокупность верующих признаётся
источником авторитетного толкования Священного Писания. Другим присущ
крайний индивидуализм («каждый читает собственную Библию»), |
II. Догматы |
Догмат об исхождении Духа Святого
|
Считает, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына. |
Считает, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (филиокве; лат. filioque
— «и от Сына»), Католики восточного обряда имеют иное мнение по этому
вопросу. |
Конфессии, входящие во Всемирный Совет Церквей, принимают краткий,
общехристианский (Апостольский) Символ веры, не затрагивающий этого
вопроса. |
Учение о Деве Марии |
Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия
первородного греха, как все люди. Православные верят в
вознесение Богоматери после успения (кончины), хотя догмата об
этом нет. |
Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что
подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного
греха. |
Мария воспринимается как образец совершенной женщины.
Католические догматы о Ней отвергаются. |
Отношение к чистилищу и учению о «мытарствах» |
Существует учение о «мытарствах» — испытаниях души умершего
после смерти. |
Существует вера в суд над умершим (предваряющий последний,
Страшный Суд) и в чистилище, где умершие освобождаются от
грехов. |
Отвергается учение о чистилище и «мытарствах». |
III. Библия |
Соотношение
авторитетов
Священного
Писания
и Священного
Предания |
Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания. |
Священное Писание уравнено со Священным Преданием. |
Священное Писание выше Священного Предания. |
IV. Церковная практика |
Таинства |
Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия,
брак, священство, елеосвящение (соборование). |
Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия,
брак, священство, елеосвящение. |
В большинстве направлений признаются два таинства — причащение и
крещение. Несколько направлений (главным образом анабаптисты и квакеры)
не признают таинств. |
Принятие новых членов в лоно Церкви |
Совершается крещение детей (желательно в три погружения). Миропомазание
и первое причащение совершаются сразу после крещения. |
Совершается крещение детей (через окропление и обливание). Миропомазание
и первое причащение совершаются, как правило, в сознательном возрасте
(от 7 до 12 лет); при этом ребёнок обязан знать основы веры. |
Как правило, через крещение в сознательном возрасте с обязательным
знанием основ веры. |
Особенности причащения |
Евхаристия совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на
дрожжах); причащение для духовенства и мирян Телом Христовым и Его
Кровью (хлебом и вином). |
Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб, приготовленный без
дрожжей); причащение для духовенства — Телом и Кровью Христовыми (хлебом
и вином), для мирян — только Телом Христовым (хлебом). |
В разных направлениях употребляются различные виды хлеба для причащения. |
Отношение к исповеди |
Исповедь в присутствии священника считается обязательной; принято
исповедоваться перед каждым причащением. В исключительных случаях
возможно и прямое покаяние перед Богом. |
Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в
год. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом. |
Не признаётся роль посредников между человеком и Богом. Никто не имеет
права исповедовать и отпускать грехи. |
Богослужение |
Главным богослужением является литургия по восточному обряду. |
Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и
восточному обрядам. |
Разнообразные формы богослужения. |
Язык богослужения
|
В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как
правило, на церковно-славянском. |
Богослужение на национальных языках, а также на латинском. |
Богослужение на национальных языках. |
V. Благочестие |
Почитание икон и креста |
Развито почитание креста, икон. Православные отделяют иконопись от
живописи как вида искусства, не обязательного для спасения. |
Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Допускается лишь
молитва перед иконой, а не молитва иконе. |
Иконы не почитаются. В храмах и молитвенных домах присутствуют
изображения креста, а в областях, где распространено православие, —
православные иконы. |
Отношение к культу Девы Марии |
Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице. |
Приняты молитвы Деве Марии как Пресвятой Деве, Матери Божией,
Заступнице. |
Культ Девы Марии отсутствует. |
Почитание святых. Молитвы об умерших |
Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты
молитвы об умерших. |
Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты
молитвы об умерших. |
Святые не почитаются. Молитвы об умерших не приняты. |