содержаниеИстория индуизмаБоги индуизма География индуизма Места паломничества в индуизме
|
Что такое индуизм? Множество людей адавались этим вопросом, но пока никому не удалось на него ответить ни в самой Индии, ни за её пределами. Никто ещё не смог чётко и ясно бъяснить, что относится к индуизму, что нет, кого можно считать индуистом, а кого нет. Более того, ответы на эти вопросы нередко оказывались не только противоположными, но могли просто исключать друг друга.
Действительно, если определить индуизм как религию ненасилия, непричинения вреда всему живому, вспоминая, например, проповеди Махатмы Ганди, то, заглянув в храм богини Кали, придётся отказаться от такого определения. В честь Кали совершают заклания животных, богине приносят кровавые жертвы, режут козлят и петухов. В прошлом Кали, как, впрочем, и некоторые другие божества, не отказывалась и от человеческих жертвоприношений. В средние века туги-душители от имени и во славу этой богини удавливали людей специальным белым платком, полученным при обряде посвящения. Тогда же им вручали и заступ: этим заступом надлежало закапывать жертву, и для тугов он был священнее вод Ганги.
Можно попробовать определить индуизм иначе — как религию аскетизма. Для многих индуист — прежде всего отшельник, аскет с посыпанной священным пеплом головой, который живёт в лесном уединении. Тот, кто читал книги об Индии, знает, до каких крайностей самоистязания доходили некоторые аскеты, сидя под палящим солнцем посреди горящих костров или устраивая себе ложе из досок с торчащими гвоздями. Но и такое определение окажется неудачным, потому что в тантрических обрядах аскетизму найдётся прямая противоположность в виде предписаний есть мясо, совершать винные возлияния и предаваться другим плотским утехам.
Подчас подобные, прямо противоположные характеристики могут уживаться в одном образе, например бога Шивы. Он — великий аскет, сидящий на тигровой шкуре и погружённый в глубокую медитацию. Но он же способен предаваться необузданным и устрашающим страстям. Его образ аскета не менее популярен, чем образ неистового танцора.
Такая двойственность будет сопровождать почти каждую попытку определить индуизм исходя из привычных представлений о религии. Лучше с самого начала отказаться от взгляда на индуизм как на систему, особенности которой можно легко перечислить, сравнивая её с другими религиями, ибо этот привычный подход к индуизму неприменим. И христианство, и ислам, например, имеют определённый набор элементов, достаточных для определения религии. Индуизм же такого набора не имеет. В нём мирно уживаются самые разнообразные черты, порой составляющие крайние противоположности.
Такое же ошеломляющее разнообразие представляет духовная жизнь Индии. В индуизме она понимается как нечто трудноуловимое, зависимое от психологических склонностей и способностей человека. То, что вполне подходит одному, может оказаться совершенно неприемлемым для другого.
![]() ![]() ![]() |
Положение усугубляется тем, что индуизм — не только традиционная религия, которую исповедует более 83% населения Индии (общее число жителей страны приближается к миллиарду). Индуизм организует индийское общество по религиозному принципу. Сложным и тонким духовным различиям соответствуют не менее сложные и тонкие общественные разделения, закреплённые в системе каст и варн.
Отсюда следует, что нет и не может быть индуиста как такового, некоего усреднённо-обобщающего образа, индуиста вообще. Он может быть только членом какой-либо касты, совершающим обряды в соответствии со своим общественным положением и возрастом. Все индуисты, таким образом, разделены невидимыми, но прочными социальными перегородками: что хорошо для члена одной касты, недопустимо для члена другой; что предписывается индуисту на стадии ученика, то уже не годится для домохозяина или отшельника.
К тому же каждый район Индии имеет свою местную традицию, любимых богов и богинь, особые обряды и обычаи, излюбленные праздники и предпочтительные места паломничества.
Богов в индуизме так много, что бессмысленны любые попытки их перечислить или просто сосчитать. Индийское предание утверждает, что их ровно 3 333 333, но, кажется, точно никто их не считал. В это число входят не только боги, но и полубоги, святые, кастовые, родовые и семейные покровители, демоны, духи, призраки.
Они могут казаться прекрасными и отталкивающими, кроткими и кровожадными, свирепыми и милостивыми, фантастическими и забавными. При этом индуизм допускает и веру в одного бога, и поклонение десяткам богов и богинь. Столь же сложную картину даёт перечисление обрядов и обычаев, праздников и мест паломничества.
Такое разнообразие верований и форм поклонения уже более 2 тыс. лет сохраняет удивительную жизненность и единство и служит для индийского народа неисчерпаемым источником религиозных чувств.
И всё это называется индуизмом. Впрочем, слово это европейского происхождения. Оно было введено в обиход в XIX в. Сами индийцы называют свою веру иначе: «хинду-самая», «хинду-дхарма», что значит «религия индусов», «закон индусов».
Несмотря на расхождения и различия разных течений, сект, направлений и взглядов, единство индуизма неоспоримо. В создании этого единства принимали участие многие народности, населяющие Индию и живущие за её пределами, в странах Южной Азии, исторические судьбы которых были связаны с Индией: в Бангладеш, Пакистане, Шри-Ланке, Непале. Переселенцы из Индии живут в Африке, на островах Индийского и Тихого океанов. Все они связаны общей культурной традицией, в которой преобладают индуистские элементы. Не случайно в Индии популярен лозунг «единство в различиях», и это единство выражается прежде всего в индуизме.
Видимо, нигде в мире не найдётся такой полной и длительной картины развития религии, как в Индии. Современный индуизм во многом остаётся наследником своего далёкого прошлого. Он хранит его, постоянно изменяя и дорисовывая в соответствии со своими новыми потребностями.
Индуистская цивилизация объединяем почти 1 млрд человек по всему миру, по числу приверженцев индуизм является одной из самых распространенных религий мира (табл. 3)
Таблица 3
Страна | Численность индуистов, млн человек | Доля в населении, % | Народ, исповедующий индуизм |
Индия | 958,4 | 80,0 | Хиндустанцы, бенгальцы, маратхи, телугу, тамилы, гуджаратцы.малаяли |
Непал | 23,7 | 81,0 | Непальцы, хиндустанцы, магары, неварцы |
Бангладеш | 17,0 | 10,5 | Бенгальцы |
Индонезия | 4,6 | 2,0 | Балийцы |
Пакистан | 3,2 | 1,75 | Синдхи, пенджабцы |
Шри-Ланка | 1,9 | 9,4 | Тамилы |
Малайзия | 1,7 | 6,3 | Тамилы, малаяли, телугу, хиндустанцы |
США | 1,6 | 0,5 | Хиндустанцы, гуджаратцы, бенгальцы, маратхи, телугу, тамилы, малаяли, американцы США |
Великобритания | 0,9 | 1,5 | Гуджаратцы (50%), пенджабцы (30%), бенгальцы, маратхи, тамилы, хиндустанцы, телугу, малаяли, англичане и др. |
Россия | 0,7 | 0,5 | Хиндустанцы, тамилы, русские и др. |
Маврикий | 0,6 | 51,0 | Хиндустанцы, тамилы, телугу и др. |
ЮАР | 0,6 | 1,2 | Тамилы, телугу, хиндустанцы, гуджаратцы |
Кения | 0,4 | 1,0 | Гуджаратцы, бенгальцы, тамилы |
Фиджи | 0,3 | 37,0 | Хиндустанцы, бенгальцы, тамилы |
Канада | 0,3 | 1,0 |
Гуджаратцы, тамилы, хиндустанцы, бенгальцы, маратхи, телугу,
малаяли и др.
|
Гайана | 0,3 | 35,0 | Хиндустанцы, тамилы, бенгальцы, маратхи, телугу, гуджаратцы, малаяли и др. |
Саудовская Аравия | 0,3 | 1,0 | Тамилы, хиндустанцы, малаяли, телугу |
Тринидад и Тобаго | 0,3 | 22,5 | Хиндустанцы, бенгальцы, маратхи, телугу, тамилы, гуджаратцы, малаяли и др. |
Уганда | 0,3 | 0,8 | Гуджаратцы, бенгальцы, тамилы |
Мьянма | 0,3 | 0,5 | Бенгальцы, телугу, тамилы, хиндустанцы |
ОАЭ | 0,3 | 7,5 | Малаяли, тамилы, хиндустанцы, телугу |
Сингапур | 0,2 | 4,0 | Тамилы, малаяли, телугу |
Нидерланды | 0,2 | 1,0 | Хиндустанцы, бенгальцы, маратхи, телугу, тамилы, гуджаратцы, малаяли и др. |
Суринам | 0,1 | 27,0 | Хиндустанцы, бенгальцы, маратхи, телугу, тамилы, гуджаратцы, малаяли и др. |